Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Конструкция и ремонт карданной передачи ГАЗ-66, ГАЗ-53

Карданная передача (рис. 1) автомобиля ГАЗ-53А состоит из двух валов: промежуточного 13 и основного 10.

Промежуточный карданный вал представляет собой тонкостенную трубу (внутренний диаметр 71 мм, толщина стенки 2,1 мм), с переднего конца которой расположен кардан, заканчивающийся фланцем, а  заднего — шлицевая втулка. Крепят про межуточный вал на автомобиле болтами спереди фланцем кардана к фланцу ведомого вала коробки передач, сзади — кронштейном промежуточной опоры к поперечной балке рамы, Задний конец промежуточного вала вращается в шариковом подшипнике 12 (ГПЗ-114), помещенном в эластичной резиновой подушке, воспринимающей вибрационные нагрузки от карданной передачи.

Основной карданный вал представляет собой тонкостенную трубу, с переднего конца которой имеется кардан, заканчивающийся скользящей шлицевой вилкой, с заднего — кардан, заканчивающийся фланцем. Крепят основной вал следующим образом: передний конец посредством шлицевой вилки входит в зацепление со шлицевой втулкой промежуточного вала, а задний конец — болтовым соединением фланца кардана к фланцу вала ведущей шестерни главной передачи заднего моста.

Карданная передача (рис. 2) автомобиля ГАЗ-66 состоит из трех валов: промежуточного, переднего и заднего. Передний и задний валы ГАЗ-66 абсолютно одинаковы и отличаются лишь длиной между карданами при установке на автомобиле за счет скользящего шлицевого соединения.

Карданы, расположенные со стороны ведущих мостов, на автомобиле ГАЗ-66 имеют защитные штампованные колпаки 11 и 19, предохраняющие карданы от попадания в них грязи и воды.

Все съемные или изнашиваемые детали, из которых состоят карданные передачи автомобилей ГАЗ-6б и ГАЗ-53А, взаимозаменяемые. К ним относятся крестовины, игольчатые подшипники ГПЗ-804704К, фланцы, шлицевая и скользящая втулки, обойма сальников, сальники и др.

Промежуточная опора карданного вала автомобиля ГАЗ-53А (подшипник, резиновая подушка, войлочные сальники) унифицирована с автомобилем ЗИЛ-1З0.

 

Техническое обслуживание карданной передачи

Обслуживание карданной передачи заключается в:

- периодической смазке карданов, подшипника промежуточной опоры и смене смазки в шлицевом соединении;

- проверке крепления кронштейна промежуточной опоры к поперечине рамы и креплений фланцев карданов к коробке передач и заднему мосту;

- проверке затяжки обоймы сальников скользящей вилки;

проверке люфтов в карданах, шлицевом соединении и подшипнике промежуточной опоры (только на ГАЗ-53А);

очистке валов от грязи.

Игольчатые подшипники карданов смазывать через пресс-масленки, ввернутые в крестовины только трансмиссионным маслом. Смазывать их консистентными смазками (типа солидол) недопустимо.

Подшипник промежуточной опоры карданного вала ГАЗ-53А смазывать консистентной смазкой через пресс-масленку, расположенную сзади в нижней части опоры.

Особого внимания требуют пробковые сальники крестовины кардана и войлочные сальники промежуточной опоры на автомобиле ГАЗ-53А. При значительной усадке и потере эластичности, а также при поломке пробковых сальников игольчатых подшипников происходит быстрое вытекание смазки через сальники крестовины, поэтому их следует сразу же заменять новыми.

Подшипник промежуточной опоры карданного вала на автомобиле ГАЗ-53А быстро изнашивается, если своевременно не обнаружить потерю уплотняющих качеств войлочных сальников опоры и не заменить изношенные или разрушенные сальники.

Для смазки шлицевого соединения карданных валов необходимо снять карданный вал с автомобиля, разобрать, промыть, смазать и собрать шлицевое соединение в такой последовательности:

- отвернуть обойму сальников;

- разъединить шлицевое соединение;

- промыть шлицы скользящей вилки и полость шлицевой втулки;

- распределить 250 г консистентной смазки равномерно на шлицы втулки и полость скользящей вилки;

- вставить шлицевую скользящую вилку в шлицевую втулку, совместить метки на вилке и втулке в одной плоскости;

- навернуть обойму сальников, предварительно выправив положение сальников в обойме. Навертывать обойму следует рукой до положения, при котором не хватает усилия руки.

Необходимо также обращать особое внимание на крепление игольчатых подшипников карданов и на затяжку болтов крепления присоединительных фланцев карданных валов. Появление зазоров в соединении фланцев приводит к быстрой разработке отверстий во фланцах или к поломке болтов. Для большей надежности указанного соединения болты крепления карданов имеют плотную посадку в отверстиях сопрягаемых фланцев, а сами болты подвергнуты термической обработке с целью исключения возможности их удлинения.

Люфты в карданах, шлицевом соединении и подшипнике промежуточной опоры (только на ГАЗ-53А) можно проверять, не снимая вала с автомобиля, покачиванием вала рукой либо вокруг оси вала, либо в вертикальной плоскости. При обнаружении значительных люфтов снять вал с автомобиля и отремонтировать.

Неисправности карданной передачи и способы их устранения

Причины неисправности

Способы устранения

Вибрация карданных валов и как следствие вибрация всего автомобиля

Большой динамический дисбаланс

(неуравновешенность карданных валов)

Проверить, нет ли прогиба валов и вмятин на трубах,

правильно ли установлены вилки карданных валов.

Правильную установку необходимо производить по меткам (см. рис. 1 и 2),

чрезмерного износа скользящего шлицевого соединения или в карданах,

а также проверить надежность крепления фланцев карданных валов и

наличие балансировочных пластинок.

Заменить деформированные или изогнутые детали,

установить вилки по меткам и

произвести динамическую балансировку карданных валов.

Допустимый дисбаланс не более 50 кГсм в местах балансировки карданных валов.

Неправильные углы между вилками карданов

Карданную передачу автомобиля ГАЗ-5ЗА балансировать целиком

(т. е. промежуточный и основной валы вместе) на специальном станке.

Карданные валы автомобиля ГАЗ-66 балансировать каждый в отдельности

Привести углы между вилками карданов в соответствие с рис. 3 и 4

(значения углов даны для полностью груженого автомобиля в статическом состоянии) за счет замены изношенных деталей — резиновых подушек подвески двигателя,

резиновой подушки промежуточной опоры (только на ГАЗ-53А),

резиновых подушек раздаточной коробки

Свист подшипника опоры промежуточного карданного вала ГАЗ-53А

Отсутствие смазки в подшипнике опоры

Смазать подшипник через пресс- масленку

Вытекание смазки из подшипника

Заменить изношенные войлочные сальники

Проворачивание подшипника в резиновой подушке

Заменить подшипник в сборе с резиновой подушкой

Стук при трогании автомобиля с места или при разгоне на передачах

Ослабление крепления карданных валов на автомобиле

Подтянуть болты крепления карданной передачи

 

Повышенный износ шлицевого скользящего соединения или карданного шарнира

Заменить изношенные детали шлицевого соединения или кардана

Течь смазки из карданов, шлицевого соединения и промежуточной опоры (только на ГАЗ-53А)

Износ сальников

Заменить изношенные сальники карданов и промежуточной опоры.

Подтянуть обойму сальников скользящей вилки

Ремонт карданной передачи

Карданную передачу с автомобиля ГАЗ-66 снимают путем отсоединения фланцев карданов от фланцев ведомого вала коробки передач и вала ведущей шестерни главной передачи. На автомобиле ГАЗ-53А необходимо дополнительно отсоединить кронштейн промежуточной опоры от поперечной балки рамы.

Осмотр и балансировка деталей. Карданные валы проверяют в сборе с карданами на снятой с автомобиля карданной передаче.

До разборки карданного вала замерить суммарный угловой люфт карданных валов, получаемый за счет износа шлицевого соединения и шипов крестовин карданов. При проверке люфта (рис. 5) один из концов карданного вала закрепляют к другому — прикладывают крутящий момент. При действии крутящего момента 70 кгсм допускается люфт (без замены деталей и ремонта) до 0,35 мм, замеренный на радиусе 35 мм для всех валов автомобиля ГАЗ-66 и для промежуточного карданного вала автомобиля ГАЗ-53А. На том же радиусе для заднего карданного вала автомобиля ГАЗ-53А допускается люфт до 0,17 мм.

На новых карданных валах автомобиля ГАЗ-66 и промежуточном карданном валу автомобиля ГАЗ-53А допускается люфт 0,25 мм, а на новом заднем карданном валу ГАЗ-53А или одном из карданов любого вала допускается люфт до 0,12 мм.

Для нового промежуточного карданного вала автомобиля ГАЗ-53А и всех валов автомобиля ГАЗ-66 биение вала в любой точке по длине трубы должно быть не более 1 мм. Для нового заднего карданного вала автомобиля ГАЗ-53А допускается биение не более 1,2 мм в любой точке по длине трубы. Проверять биение (рис. 6) необходимо перед балансировкой вала.

Проверить величину радиального люфта в шлицевом соединении карданной передачи, вызванного износом шлиц. Для нового вала величина люфта не должна превышать 0,08 мм на радиусе 49 мм.

Для определения указанной величины закрепить промежуточный карданный вал в тисках и поворачивать скользящую вилку, установив на радиусе 49 мм ножку индикатора.

Замена карданной передачи. Для автомобиля ГАЗ-53А завод-изготовитель проводит тщательную динамическую балансировку промежуточного и основного карданных валов вместе (в комплекте). Поэтому менять карданную передачу на автомобиле ГАЗ-53А можно только целиком.

Замена кардана. Кардан заменяют в такой последовательности.

1. Зажать карданный вал в тисках.

2. Вывернуть болты крепления крышек подшипников к вилке кардана и снять крышки подшипников.

На карданном валу автомобиля ГАЗ-6б, где имеются защитные колпаки карданов, необходимо предварительно отвернуть болты стяжных хомутов защитного колпака и сдвинуть колпак по трубе.

3. Выбрать оправку, наружный диаметр которой немного меньше диаметра подшипников кардана.

4. Установить оправку у одного из подшипников, как показано на рис. 7. Легкими ударами молотка по оправке выводить оба игольчатых подшипника, расположенных на одной оси с оправкой, из ушков вилки кардана. Снять два подшипника с крестовины кардана.

5. Повернуть крестовину и вилку кардана на ¼ оборота и таким же способом вытолкнуть подшипники из ушков второй вилки кардана.

6. Вынуть крестовину кардана.

При разборке кардана следует установить, все ли подшипники смазаны и нет ли в смазке грязи, не засорены ли каналы крестовины (должно быть видно сквозное отверстие),

Если отдельные шипы сухие, а подшипники и сальники не разрушены, проверить, поступает ли смазка ко всем подшипникам. Для этого промыть крестовину и протереть подшипники. Надеть два подшипника на противолежащие шипы. Зажать торцы подшипников в тисках так, чтобы крестовина легко вращалась в неподвижных подшипниках. Надеть два оставшихся подшипника и зажать их струбциной.

Проверить легкость вращения шипов в подшипниках. Смазать шприцем масленку до полного открытия клапана. Клапан должен открываться полностью при давлении не ниже 1 кг/см2. Если клапан открывается при более низком давлении, масло не будет поступать во все подшипники нового шарнира.

При давлении более 3,5 кг/см2 смазка может поступать через пробковый сальник, нарушая тем самым его герметичность. Чтобы проверить клапан под давлением, нужно ввернуть его в тройник, в который ввернут манометр и подведен шприц со смазкой.

Если клапан не поддается исправлению, его следует заменить.

Осмотреть шипы крестовины. Если на них есть отпечатки — следы от иголок, но суммарный люфт вала не превышает нормы, и при езде нет вибраций и стука, крестовину можно оставить. Глубина вмятины не должна превышать 0,1 мм. Если же подшипники качаются на шипе или шип износился до диаметра меньше 21,96 мм (номинал 21,986—22,000 мм), то следует заменить крестовину с подшипниками в сборе.

Допускается замена отдельных подшипников с сохранением крестовины, когда поврежден только подшипник, колпачок подшипника, сальник или смято кольцо, в которое запрессован сальник

При деформации отдельных игл или потере хотя бы одной из них следует заменить подшипник. При значительной усадке и потере эластичности пробковыми сальниками их необходимо заменить. Допускается износ отверстий под подшипники в вилках до диаметра 35,05 мм.

Собирают кардан в последовательности, обратной разборке

После сборки кардан смазать через пресс-масленку в крестовине до появления смазки через контрольный клапан.

Замена подшипника и сальников промежуточной опоры карданного вала (только на ГАЗ-53А). Для замены подшипника и сальников промежуточной опоры карданного вала предварительно снять карданную передачу с автомобиля.

Подшипник и сальник промежуточной опоры заменяют в такой последовательности:

- отвернуть обойму сальников шлицевого соединения;

- разъединить шлицевое соединение;

- снять кронштейн опоры с резиновой подушки;

- снять резиновую подушку и четыре скобочки крышек подшипника;

- зажать промежуточный вал в тисках;

- отогнуть из пазов гайки стопорные усики отражательной шайбы;

- отвернуть гайку (рис. 8) и снять отражательную шайбу сальника;

- снять подшипник в сборе с обоймами, сальниками и задней распорной втулкой;

- легким постукиванием оправки вначале снять заднюю обойму сальника с подшипника, а затем переднюю;

- вынуть войлочные сальники из гнезд обойм сальников подшипника.

Для определения технического состояния после разборки все детали опоры карданного вала промыть, а затем наружным осмотром установить: состояние подшипника (его износ), находились ли выступы штампованных обойм сальников в одной плоскости, и была ли полная напрессовка обойм на наружное кольцо подшипников. Вместе с тем установить, нет ли сквозного износа обойм сальников от скобочек.

Проверить, имеется ли натяг войлочных сальников на поверхности втулок, по которым они работают, или имеется усадка сальника. Для этого, не выжимая сальник из обоймы, посадить его на снятую втулку.

При исправном подшипнике, обнаружив указанные выше отклонения по взаимному расположению обойм, совместить выступы обойм, перепрессовав одну из них заново.

Если необходимо, следует допрессовать обоймы сальников до отказа на наружное кольцо подшипника.

При наличии больших износов у обойм сальников подшипника их заменяют новыми.

Перед установкой войлочных сальников в обоймы обязательно пропитать сальники в теплом масле (для двигателей) в течение 15 мин.

Промежуточную опору и карданный вал автомобиля ГАЗ-53А собирают в последовательности, обратной разборке. При этом следует помнить и непременно выполнять следующие условия.

При напрессовке обойм сальников на подшипник выступы обеих обойм должны быть расположены в линию.

При установке резиновой подушки на подшипник иметь в виду, что пресс-масленка должна попасть в прорезь подушки.

Сопрягая шлицевое соединение карданного вала, обеспечить положение в одной плоскости ушков скользящей вилки с ушками приварной вилки переднего кардана промежуточного вала. Допускается отклонение по положению указанных вилок в одной плоскости не более 2º.

При сборке валов это условие обеспечивается совмещением в одну плоскость меток, имеющихся на шлицевой втулке и шлицевой вилке. Эти метки выбивают на деталях при изготовлении валов на заводе.

После сборки промежуточной опоры ее смазывают через пресс-масленку. Можно заложить смазку в опору в процессе сборки опоры.

Замена сальников шлицевого соединения. Для замены сальников шлицевого соединения карданного вала проделать следующие операции.

1. Отвернуть обойму сальников.

2. Разъединить фланец кардана с фланцем вала ведущей шестерни главной передачи.

3. Разъединить шлицевое соединение.

4. Снять сальники со скользящей вилки.

Наружным осмотром проверить состояние сальников и количества находящейся в шлицевом соединении смазки, определить пригодность сальников к дальнейшей работе.

Собирают вал в последовательности, обратной разборке. Шлицевое соединение собирают по меткам, имеющимся на шлицевой втулке и шлицевой вилке. Навертывать обойму сальника рукой до положения, при котором не хватает усилия руки.