Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Насос водяной системы охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Водяной насос центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров. Вал насоса вращается в двух шарикоподшипниках, имеющих уплотнения, которые служат для удержания смазки в подшипниках и защиты их от загрязнения.

Место выхода заднего конца вала из корпуса подшипников водяного насоса уплотнено самоподжимным сальником 13. Сальник состоит из графитизированной текстолитовой уплотняющей шайбы, резинового уплотнителя, пружины, прижимающей шайбу к торцу корпуса 9 подшипников, и двух обойм пружины. Выступы шайбы входят в пазы ступицы крыльчатки 12. Специальная обойма 15 удерживает детали сальника в крыльчатке при монтаже крыльчатки на вал водяного насоса. Полость между подшипниками заполняют смазкой, указанной в карте смазки.

На переднем конце вала установлены: шкив вентилятора З на подшипниках и ступица 5 шкива водяного насоса.

Ступица шкива водяного насоса закреплена на валу с помощью разрезной конусной втулки 17, шпонки и гайки со шплинтом. Такое крепление обеспечивает возможность подтягивания ступицы шкива в эксплуатации в случае ослабления посадки шкива.

Периодически необходимо проверять крепление ступицы водяного насоса, так как ослабление крепления шкива водяного насоса может привести к повреждению вентилятора, радиатора и водяного насоса.

для этого следует периодически проверять затяжку гайки крепления ступицы шкива. При ослаблении соединения надо немедленно подтянуть гайку, предварительно удалить шплинт. Усилие затяжки гайки должно быть в пределах 8,5—10 кГм. После подтяжки гайка должна быть тщательно зашплинтована.

Перед заправкой смазкой полости подшипников водяного насоса нужно отвернуть пробку 7, закрывающую контрольное отверстие. Заправку надо производить до появления свежей смазки из контрольного отверстия,

затем пробку необходимо установить на место.

Водяной насос имеет привод клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Приводной ремень водяного насоса приводит также насос гидроусилителя рулевого управления. Натяжение ремня регулируется перемещением насоса гидроусилителя. При нормальном натяжении прогиб ремня под действием усилия 4 кг должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 2).

Вентилятор шестилопастной, с отогнутыми концами лопастей. Вентилятор заключен в установленный на рамке радиатора кожух, который способствует увеличению скорости потока воздуха, просасываемого через радиатор. Шкив вентилятора находится на переднем конце вала водяного насоса на подшипниках (рис. 1), что позволяет при преодолении глубоких бродов прекратить вращение вентилятора ослаблением приводного ремня, не останавливая вращения водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя.

Вентилятор имеет привод клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Приводной ремень вентилятора приводит также генератор. Натяжение ремня регулируется поворотом генератора на кронштейне. Норма натяжения ремня такая же, как и для ремня водяного насоса.

От шкива водяного насоса приводится в действие компрессор. При нормальном натяжении прогиб ремня под усилием 4 кг должен составлять 5—8 мм.