Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Особенности конструкции коленчатого вала и маховика ЗИЛ-131

Коленчатый вал стальной, с закаленными шейками, пятиопорный, с каналами для смазки и центробежными ловушками для очистки масла, диаметр коренной шейки 75-0,020мм, а шатунной 65,5-0,020мм (рис. 1).

 

Вкладыши коренных подшипников триметаллические тонкостенные толщиной 2,25-0,013 мм, взаимозаменяемые на каждой опоре (кроме задней).

В новом двигателе диаметральный зазор в соединении коренная шейка коленчатого вала — блок с вкладышами в сборе равен 0,026—0,085 мм.

Болты крышек коренных подшипников нужно затягивать динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть равен 11—13 кГм. Проверку и в случае необходимости затяжку болтов крышек коренных подшипников надо производить при каждом снятия масляного картера. В новом двигателе осевой зазор коленчатого вала в упорных подшипниках равен 0,075—0,245 мм.

При износе шатунных или коренных вкладышей обязательна одновременная замена обеих половин вкладышей.

Коленчатый вал сбалансирован динамически в сборе с маховиком и сцеплением. Момент крепления болтов маховика на фланце коленчатого вала должен быть 14—15 кГм. Для предотвращения утечки масла на переднем конце коленчатого вала установлен резиновый каркасный сальник. Для этой же цели на заднем конце коленчатого вала имеются дренажная канавка во вкладыше заднего коренного подшипника (с отверстием для слива масла), маслосбрасывающий гребень, маслоотгонная спиральная канавка, сальник из асбестовой набивки, маслоотгонная спиральная накатка на шейке коленчатого вала под набивкой и резиновые уплотнители под крышкой коренного подшипника.

Маховик чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера, прикреплен к фланцу заднего конца коленчатого вала шестью болтами.

При снятии маховика для облегчения последующей сборки нужно отметить его установку на коленчатом валу, так как фланец коленчатого вала имеет смещенные (несимметричные) отверстия.

При креплении маховика к фланцу коленчатого вала следует равномерно затягивать гайки в порядке, указанном на рис. 2.

Необходимо следить за тщательностью шплинтовки болтов крепления маховика. Шплинт должен плотно облегать торец болта.

установки маховика надо проверить биение его рабочей поверхности (поверхность сопряжения с ведомым диском сцепления)

по отношению к оси коленчатого вала. На радиусе 150 мм это биение должно быть не более 0,15 мм.

Примечание: с октября 1969 г. двигатели выпускаются с биметаллическими вкладышами толщиной 2,5-0,025мм и с коленчатым валом, имеющим коренные шейки диаметром 74,5-0,020 мм. Диаметральный зазор в соединении коренная шейка — блок с вкладышами в сборе в новом двигателе равен 0,050—0,107 мм. Коленчатый вал в комплекте с вкладышами взаимозаменяем.