Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131

Раздаточная коробка механическая, имеет две передачи.

Передаточное число первой передачи 2,08, второй передачи 1,0.

Раздаточная коробка жестко крепится четырьмя болтами к продольным балкам рамы, которые, в свою очередь, на резиновых подушках крепятся к кронштейнам поперечин рамы.

Переключают передачи раздаточной коробки рычагом 1 (рис. 3), имеющим три положения. При заднем положении рычага включена вторая (прямая) передача, при переднем положении рычага включена первая (понижающая) передача, среднее положение — нейтральное.

Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа (см. рис. 1).

Для облегчения управления автомобилем в сложных условиях движения по бездорожью, а также для предотвращения от перегрузок трансмиссии автомобиль имеет электропневматическое управление включением переднего моста, обеспечивающее автоматическое включение переднего моста при включении первой передачи в раздаточной коробке.

При включении первой передачи раздаточной коробки выключатель 37 переднего моста, установленный на стержне 36 вилки первой (понижающей) передачи, замыкает электрическую цепь электромагнита 1 (рис. 3), который, выталкивая сердечник 17, давит на стержень 10 включения воздушного клапана и открывает его. Воздух от тормозного крана через впускной клапан 6 поступает в диафрагменную камеру 9. (рис. 1), которая воздействует непосредственно на стержень 41 камеры включения скользящей каретки 21. Таким образом автоматически включается привод переднего моста. При выключении первой (понижающей) передачи размыкается цепь электромагнита, закрывается воздушный клапан, и возвратная 40 автоматически выключает передний мост.

При движении автомобиля (например, на скользкой дороге) может потребоваться включение переднего моста на второй (прямой) передаче раздаточной коробки. В этом случае цепь электромагнита, управляющего включением переднего моста, может быть замкнута принудительно при помощи переключателя 11 (см. рис. 1), установленного на переднем щите кабины (крайний справа).

Левое положение ручки переключателя соответствует включенному положению переднего моста, правое положение выключенному. На стержне камеры включения переднего моста установлен выключатель 32 (см. рис. 2), при замыкании которого в кабине на щитке приборов загорается контрольная лампа. Лампа загорается при автоматическом и при принудительном включении переднего моста. В верхней части картера раздаточной коробки имеется люк с фланцем для крепления коробки отбора мощности.

Отбор мощности осуществляется от шестерни 13 (см. рис. 1) первичного вала раздаточной коробки.

В крышке люка размещен сапун 33 с маслоотражателем, предотвращающий появление в раздаточной коробке избыточного давления в результате температурных колебаний. На вторичном валу 18 посажен червяк 19 привода спидометра. В крышке картера имеется шестерня 26 привода спидометра. Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка, имеющего пять зубьев, и шестерни, имеющей 17 зубьев.

Передаточное число пары привода спидометра 3,4.

Заливают масло в раздаточную коробку через контрольно-заливное отверстие 7, закрытое пробкой до уровня этого отверстия. Сливают масло через сливное отверстие, в пробке 24 которого помещен магнит, притягивающий частицы металла, попавшие в масло.

Для предотвращения вытекания масла из раздаточной коробки места выхода всех валов уплотнены самоподжимными резиновыми сальниками 12. Сальник вала привода переднего моста, находящийся ниже уровня масляной ванны, дополнительно защищен маслоотгонной шайбой 6.

Все стыки картера раздаточной коробки, крышки подшипников и верхнего люка уплотнены специальной пастой. При всех работах, связанных с разборкой раздаточной коробки, все детали картера следует ставить на место с применением упомянутой пасты.

Уход за раздаточной коробкой. При эксплуатации необходимо проверять надежность крепления раздаточной коробки на продольных балках рамы и надежность крепления самих балок к поперечинам рамы; периодически надо подтягивать болты крепления.

Необходимо также периодически промывать и прочищать воздушные каналы сапуна, установленного на крышке люка раздаточной коробки, засорение которого может вызвать повышение давления в картере раздаточной коробки; это может послужить, причиной подтекания масла через сальник. Нужно поддерживать нормальный уровень масла в коробке и своевременно менять его согласно карте смазки.

При разборке раздаточной коробки необходимо помнить о том, что концевые гайки валов законтрены тем же способом, что и на коробке передач.

При установке воздушной камеры каретки включения переднего моста необходимо с помощью регулировочных прокладок 42 отрегулировать размер 174 ± 0,1, от торца корпуса камеры 38 до отверстия под стопорный болт на стержне переключения в соответствии с рис. 2.