Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Установка зажигания

Установка зажигания необходима для правильного соединения распределителя с приводом от двигателя и со свечами зажигания для того, чтобы искра в цилиндры двигателя подавалась в нужные моменты.

Установка зажигания включает следующие основные операции:
1) установку поршня первого цилиндра двигателя в в. м. т. конца такта сжатия, что определяется через отверстие вывернутой свечи по давлению в цилиндре;
2) установку прерывателя на начало размыкания контактов;
3) соединение проводов от распределителя к свечам в соответствии с порядком работы двигателя.

При правильной установке распределителя на двигателе последовательность операций при установке зажигания, применяемая, например, на автомобилях ЗИЛ-130, следующая:
1. Поворачивая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, совместить при такте сжатия в первом цилиндре отверстие на шкиве коленчатого вала с риской 9° на указателе установки зажигания, закрепленном на датчике ограничителя числа оборотов.
2. Отпустить болты крепления пластин октан-корректора к блоку и вращением регулировочных винтов установить стрелку октан-корректора против середины шкалы (0) и туго завернуть болты. Ослабить винт крепления верхней пластины к корпусу распределителя. Отсоединить трубку вакуумного регулятора.
3. Проворачивать корпус распределителя против вращения валика до начала размыкания контактов прерывателя, устранив предварительно зазор в приводе кулачка прерывателя, и затянуть в этом положении винт крепления верхней пластины к корпусу распределителя. Начало размыкания контактов прерывателя можно точно определить включением параллельно контактам электрической лампы (например, подкапотной). При замкнутых контактах и включенном зажигании лампа не горит, а при размыкании контактов зажигается.
4. Поставить крышку распределителя на корпус и соединить провод, к электроду которого подошла разносная пластина ротора распределителя, со свечой первого цилиндра; остальные провода соединить в соответствии с направлением вращения ротора и порядком работы двигателя. Присоединить трубку вакуумного регулятора.
5. Проверить установку зажигания при движении автомобиля и уточнить регулировку гайками октан-корректора.

Зажигание должно быть установлено возможно более ранним, но без признаков детонаций в двигателе при нормальных нагрузках и плавном их возрастании. На прогретом двигателе при движении на прямой передаче при резком полном открытии дроссельной заслонки разгон груженого автомобиля от скорости 20—25 до 50 км/ч (т. е. при резкой перегрузке двигателя) должен сопровождаться появлением ощутимой детонации. Если детонации совершенно не наблюдается, надо увеличить угол опережения зажигания, а при усиленной детонации уменьшить его.

В случае, если распределитель был снят с двигателя, то при обратной его установке необходимо соблюдать определенные правила, характерные для каждой модели двигателя и излагаемые. в заводских инструкциях, чтобы обеспечить правильное положение распределителя на двигателе и правильное соединение его вала с приводным валом.

На автомобилях других марок установку зажигания проводят в аналогичной последовательности.

Необходимое положение поршня первого цилиндра при этом определяется по соответствующим меткам: например, у автомобиля «Волга», ГАЗ-БЗА, ГАЗ-66 и «Чайка» — совмещением соответствующей метки шкива коленчатого вала с указателем; у автомобиля «Москвич-408» — совмещением метки МЗ на маховике (запрессованный шарик) с указателем на картере сцепления; у автомобилей ЗИЛ-164А для установки зажигания имеется установочный палец на крышке распределительных шестерен и т. д.

Момент зажигания рабочей смеси устанавливают при сборке двигателя, после повторной установки распределителя, снимавшегося для осмотра, регулировки или ремонта, а также при нарушении работы двигателя из-за неисправности системы зажигания. Если зажигание на двигателе будет установлено неправильно, то снизятся его мощность и экономичность.

Рассмотрим последовательность установки зажигания на двигателе автомобиля ЗИЛ-130. Основные моменты при установке зажигания являются общими для всех карбюраторных двигателей. Предположим, что распределитель был снят. Тогда для правильной установки зажигания выполняют следующее:
— проверяют зазор между контактами прерывателя (0,35—0,45 мм) и, если необходимо, регулируют его; совмещают указатель октан-корректора с риской 0 на нижней пластине;
— вывертывают свечу зажигания первого цилиндра и закрывают отверстие этой свечи бумагой или пальцем; повертывая коленчатый вал, по давлению в цилиндре определяют такт сжатия;
— устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (схема /) при такте сжатия (отверстие на шкиве коленчатого вала должно совпадать с меткой в. м. т. на указателе);
— повертывают валик привода распределителя в сборе так, чтобы паз был параллелен риске, нанесенной на верхнем фланце, и смещен к переднему концу двигателя (схема ///);
— вставляют привод распределителя в гнездо блока, расположив перед этим отверстия в нижнем фланце над резьбовыми отверстиями под болты крепления корпуса к блоку;
— в установленном на место приводе распределителя располагают паз на валике параллельно оси, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса привода;
— повертывая коленчатый вал на два оборота, установить шкив с контрольным отверстием против риски на указателе (схема II); поставить на место распределитель так, чтобы пластины октан-корректора были направлены вверх (ротор с электродом находится против клеммы на крышке распределителя, от которой идет провод к свече зажигания первого цилиндра);
— включают зажигание и осторожно повертывают корпус распределителя против часовой стрелки до момента размыкания контактов прерывателя, который определяют по проскакиванию искры от центрального провода катушки зажигания на корпус или по включению контрольной лампы, присоединенной параллельно контактам прерывателя (один провод от лампы присоединяют к корпусу, а другой — к клемме низкого напряжения); затягивают болт крепления пластины октан-корректора к распределителю;
— присоединяют трубку к вакуумному регулятору, устанавливают на место крышку и распределяют провода по свечам зажигания в соответствии с порядком работы двигателя (1—5—4—2—6—3—7—8); провода пронумерованы по часовой стрелке; при распределении проводов высокого напряжения по свечам зажигания обращают внимание на направление вращения ротора.

Установку зажигания проверяют при движении автомобиля и корректируют с использованием октан-корректора после каждой регулировки зазоров между контактами прерывателя, а также в зависимости от сорта применяемого топлива. При правильно установленном зажигании во время движения автомобиля по горизонтальной дороге с хорошим покрытием на прямой передаче с определенной скоростью (25 км/ч для автомобиля ГАЭ-53А; 30 км/ч для автомобиля ЗИЛ-130; 30—35 км/ч для автомобиля ГАЗ-24 «Волга») резкое (до отказа) нажатие на педаль управления дроссельной заслонкой вызывает увеличение скорости до 60 км/ч и сопровождается слабыми, быстро исчезающими детонационными стуками. Если стуки отсутствуют, то угол опережения зажигания увеличивают, а если стуки сильные, то уменьшают. Перед проверкой установки зажигания двигатель прогревают до тех пор, пока температура жидкости в системе охлаждения не достигнет 80—90 °С.